Музей экслибриса - на заглавную, Exlibris Museum

Exlibris - "из книг"

 
Музей экслибриса
О музее


Категории экслибрисов
по автору
по теме

 
 Информация
литература
книжная графика
издательские марки

 

 

С. П. Фортинский

МОСКОВСКИЕ  БИБЛИОФИЛЬСКИЕ  ОРГАНИЗАЦИИ  1920 - 1930 гг.

(По материалам изданий этих организаций)

Посвящается светлой памяти. члена правления и последнего секретаря РОДК А. М. Макарова и председателя секции собирателей книг и экслибрисов МОВОФ Н. Н. Орлова.
Осенью 1920 г. в голодной Москве, не пережившей еще всех трудностей гражданской войны и интервенции, встретились четыре библиофила, у которых мысль "о хлебе едином" не превалировала над любовью к книге, полиграфическому искусству и эстампам. Это были Владимир Яковлевич Адарюков, Алексей Алексеевич Сидоров, Давид Самойлович Айзенштат и Александр Мелентьевич Кожебаткин. Двое из них к тому времени были известными исследователями книги и графического искусства. В. Я. Адарюков к 1920 г. был автором 75 печатных работ по библиографии и искусствоведению. Исследователь русских литографированных портретов, он был достойным продолжателем трудов Д. А. Ровинского. А. А. Сидоров, тогда еще скромный доцент Московского университета, к этому времени уже посвятил 30 печатных работ книге и эстампу. Обилие книжной и изобразительной продукции, хлынувшей после Октябрьской революции на книжный рынок, требовало тщательного изучения. Друзья решили для этого организовать в Москве общество таких же, как они, специалистов книговедов и любителей энтузиастов, желающих посвятить свой досуг изучению книги. 20 сентября 1920 г. состоялось первое частное собрание этой группы, а 9 октября - учредительное заседание общества, получившего название "Русское общество друзей книги" (РОДК).
В Москве до революции не было библиофильских обществ. Лишь в 1917 г. группой библиофилов и библиографов Б. С. Боднарским, У. Г. Иваском и Н. М. Лисовским была предпринята попытка организации "Библиофильского общества" однако она оказалась неудачной. Направление его работы было, скорее, библиографическое чем библиофильское. Оно в какой-то мере должно было вести работу параллельно с Русским библиографическим обществом при Московском университете, у которого уже были традиции серьезной научной работы и с которым молодое общество не могло конкурировать. В том же 1917 г. "Библиофильское общество" прекратило свое существование. Таким образом, "Русское общество друзей книги" возникло на пустом месте.
Первое заседание РОДК состоялось 14 ноября 1920 г. На нем 22 члена учредителя заслушали обзор истории библиофильских обществ, сообщение о целях и задачах РОДК, сделанное В. Я. Адарюковым, и доклад А. А. Сидорова "Проект словаря русских библиофилов". Это заседание положило начало деятельности РОДК, продолжавшейся до 1929 г.
Среди членов учредителей общества были: учредитель и директор театрального музея А. А. Бахрушин, книговеды и искусствоведы В. Я. Адарюков, А. М. Кожебаткин, художник и историк искусства И. Э. Грабарь, А. Г. Миронов, А. А. Сидоров, А. М. Эфрос, артист Л. М. Леонидов, библиограф проф. Б. С. Боднарский, писатель и историк литературы М. О. Гершензон и другие.
Общество развернуло работу в нескольких направлениях. Основным были доклады, читавшиеся на заседаниях, проходивших, как правило, четыре раза в месяц по пятницам. За девять лет существования общества было около 390 заседаний.
Примерно равное количество докладов было сделано на литературные (79), искусствоведческие (69), библиофильские темы, по искусству книги и библиографии (70). Большие группы докладов были посвящены памяти ученых и общественных деятелей (41), новым книгам (37), полиграфии, издательствам и книжной торговле (51). Два доклада были посвящены юбилеям учреждений и три - книжным знакам. Интересные доклады сделаны на литературные темы.
За девять лет существования РОДК советская общественность отметила много памятных дат:
100-летие со дня выхода в свет первого сборника стихотворений А. С. Пушкина (1926); 85-летие со дня его смерти (1922); 50-летие со дня смерти Н. А. Некрасова (1928);
100-летие со дня смерти А. С. Грибоедова (1929); 25-летие со дня смерти А. П. Чехова (1929) и многие другие. Ко всем этим датам были подготовлены доклады в РОДК. Много интересных докладов о Пушкине, его окружении и пушкинской литературе сделал известный пушкинист М. А. Цявловский.
Большой интерес общественности вызвал доклад С. Г. Кара-Мурзы "Надсон и графиня Лида". Докладчику удалось установить истинное имя корреспондентки Надсона, скрывавшейся под этим псевдонимом. Доклад получил широкий отклик в газетах тех лет.
Среди докладов, посвященных художникам, выделяются: доклад о творчестве гравера И. Н. Павлова в связи с 40-летием его художественной деятельности (1926); памяти Л. С. Бакста (1925); памяти В. М. Кустодиева (1927); памяти Б. Э. Борисова-Мусатова (1926). Много докладов было посвящено творчеству других художников: И. Е. Репину, С. В. Чехонину, М. В. Добужинскому, В. А. Фаворскому.
Интересными были библиофильские доклады. Серию докладов в 1926 и 1927х годах сделал книгопродавец антиквар П. П. Шибанов на тему "Друзья и враги книги". Он же в 1927 г. прочитал доклад "Дезидерата русского библиофила". Доклады вызвали оживленные прения. Б, С. Боднарский в 1925 г. сделал доклад "Русские периодические издания по библиографии", А. А. Сидоров - "Библиофильские объединения Москвы" (1925) и др.
Ряд докладов был посвящен издательской деятельности, полиграфии и книжной торговле: памяти В. Ф. Тимма (1925); издательской деятельности А. Ф. Маркса (1926); М. и С. Сабашниковых (1926); Ф.Ф. Павленкова (1926); русским изданиям по полиграфии за первое десятилетие Советской власти (1927); деятельности Госиздата (1929) и др.
Состав докладчиков был очень разнообразен. Это члены РОДК В. Я. Адарюков, А. А. Сидоров, П. Д. Эттингер, Д. С. Айзенштат, А. М. Кожебаткин, С. Г. Кара-Мурза, Б. С. Боднарский, Л. П. Гроссман, П. Н. Миллер, И. Н. Розанов, В. Ф. Саводник, Н. Ю. Ульянинский, М. И. Щелкунов и другие. В РОДК охотно делали доклады акад. Н. П. Лихачев, писатель Г. И. Чулков, ученые И. М. Тарабрин, К. В. Сивков, Л. Б. Хавкина и др.
С 1921 г. РОДК развернуло издательскую деятельность. Было издано 156 работ общества (Русское общество друзей книги. 1920-1929 гг. Библиографический указатель. Воронеж, 1968), в том числе программы предполагаемых заседаний, литературно-художественных вечеров, памятки наиболее примечательных заседаний (111); книги и брошюры (21); художественная продукция: портреты, адреса и т. п. (13); издания развлекательного характера: шуточные газеты, шуточные стихи, приглашения на банкеты и т. п. (11). То, что на первом месте стоят издания, носившие информационный характер, не удивительно основной деятельностью общества были доклады: естественно, что и главнейшая часть изданий была. посвящена именно им.

Титул и фронтиспис
брошюры А. А. Сидорова "кантата"
Издательская деятельность РОДК началась с выпуска к первой годовщине существования общества шуточной "Кантаты" А. А. Сидорова, в которой он воспевал членов учредителей общества. Это небольшая (15,5 X 12см) брошюра, напечатанная на бумаге верже, в синей обложке, вышла в двух изданиях: в московском тиражом 13 экз. , из них 11 именных с автографом автора, и в петроградском, тиражом 7 экз. ("вторым тиснением"). В качестве наборщиков "Кантаты" значатся академик И. А. Орбели и чл.корр. АН СССР К. В. Тревер. В конце брошюры - шуточные меню банкета "из никаких продуктов". На фронтисписе - рисунок Н. Б. Бакланова, гравированный И. Н. Павловым, "Библиофил в 1920 году". Библиофилом, читающим при минусовой температуре громадный фолиант перед столом с сухой селедкой, был изображен, как сообщила чл. корр. АН СССР К. В. Тревер, Александр Николаевич Бенуа.
Нет возможности описать все издания РОДК. Остановимся на тех, которые представляют особый интерес с художественной и библиофильской точки зрения.
Хорошо оформлена брошюра "Русское общество друзей книги. Сто заседаний. 1920-1922" (М., 1923), напечатанная на бумаге верже в количестве 200 нумерованных экземпляров. Брошюра содержит перечень заседаний с 14 ноября 1920 г. по 15 декабря 1922 г. В ней указано количество присутствовавших на заседаниях членов общества и гостей и список членов общества. На фронтисписе художник Ф. И. Захаров запечатлел одно из первых заседаний РОДК; прекрасно передана обстановка, в которой проходила в те годы работа общества. На рисунке библиотека бывшего Английского клуба, где проводили заседания. Помещение обогревается времянкой, но холод не дает возможности снять пальто, а П. Н. Миллер, несмотря на то, что сидит рядом с печкой, даже прикрыл голову шапкой.
В гравюре на дереве исполнена художником А. А. Суворовым памятка 185-го заседания РОДК, посвященного памяти Д. А Ровинского (1824-1924). На первой странице памятки изображены гравюры - предмет изучения Ровинского. Памятка издана в 40 экз. К ней приложен превосходный портрет Д. А. Ровинского, исполненный в офорте М. А Добровым в 25 экз.

Памятка 212 заседания РОДК
На бумаге верже голубого цвета исполнена художником А. А. Толоконниковым тушью от руки в трех экземплярах памятка 212-го заседания с докладом букиниста Э, Ф. Ципельзона-Россиенова "За книжным прилавком, факты и наблюдения".
К пятилетию общества (1925) членами РОДК Д. С. Айзенштатом и П. Д. Эттингером была составлена и издана в блестящем оформлении и полиграфическом исполнении брошюра "Наша библиография" тиражом 125 нумерованных экземпляров. На фронтисписе брошюры - офорт работы 3. В Куликовой. Кроме нее в издании участвовали художники И. А. Шпинель, Н. Б. Бакланов, И. Н. Павлов и А. А. Толоконников. К этому же юбилею, наряду с другими интересными изданиями, А. А. Сидоров издал в подражание "Дому сумасшедших" А. Ф. Воейкова "Новый отрывок из Дома сумасшедших" тиражом 66 нумерованных и именных экземпляров. В изящной брошюре автор беззлобно смеется над главнейшими деятелями РОДК.
Великолепной автолитографией работы А. А. Суворова украшена памятка 248-го заседания РОДК, посвященная памяти В. Э. Борисова-Мусатова. Памятка издана тиражом 25 экз.
Памятка 250 заседания РОДК
Вторая годовщина смерти Анатоля Франса была отмечена изданием изящной брошюры А. М. Эфроса "Господин Бержере у Старицына". В ней автор вспоминает свою встречу с писателем в букинистическом магазине А. Старицына в Москве. На фронтисписе - портрет А. Франса, исполненный в гравюре на дереве А. Д. Гончаровым. Брошюра издана в 400 экз., из которых к 100 нумерованным экземплярам прилагался портрет А. М. Эфроса в гравюре на дереве работы художника И. А. Шпинеля и манжета с надписью "Ко второй годовщине со дня смерти Анатоля Франса".
12 апреля 1926 г, в связи со 100-летием выпуска первого прижизненного издания А. С. Пушкина РОДК устроило в зале имени Бетховена Государственного академического Большого театра литературный вечер "Пушкинский альманах", на котором были сделаны доклады М. А. Цявловским, Л. П. Гроссманом и В. В. Вересаевым; произведения А. С. Пушкина и стихи поэтов, посвященные ему, декламировали крупнейшие артисты академических театров; М. Ф. Ленин, Ю. А. Завадский, Д. М. Леонидов и В. И. Качалов. К вечеру была издана в 250 экз. афиша и в 300 экз. изящная брошюра "Поэты наших дней - Пушкину" (стихи А. Ахматовой, А. Блока, С. Есенина, М. Кузмина). На фронтисписе брошюры - гравюра на дереве А. А. Суворова.
Обложка брошюры к юбилею
издательства М. и С. Сабашниковых
К 35летию издательства М. и С. Сабашниковых в 1926 г. в обложке, имитирующей обложки "Памятников мировой литературы", изданных этим издательством, была выпущена брошюра тиражом 400 экз. с приветствием общества юбиляру, статьями Г. Поршнева, С. Шервинского, А. Эфроса и библиографией "Памятников". На фронтисписе брошюры портрет М. В. Сабашникова, гравированный на дереве художником П. Павлиновым. Этот же портрет был отпечатан для некоторых членов РОДК на белом картоне в 25 экз. РОДК поднес издательству адрес, заголовок которого был исполнен в офорте М. А. Бобровым в трех экземплярах.
Изящная брошюра "Русские издания по искусству XVIII и начала XIX ст. (библиография)" была издана в 200 экз. к докладу А. Г. Миронова на ту же тему. Из этого тиража 25 нумерованных экземпляров были напечатаны на лучшей бумаге с добавлением "Указателя имен авторов, переводчиков и издателей".
23 сентября 1927 г. В. В. Попов сделал доклад па тему "Русские издания по полиграфии за революционное десятилетие". К докладу была издана брошюра с тем же названием тиражом 300 экз., из которых 100 экз.- для членов РОДК. В них в качестве фронтисписа был воспроизведен титульный лист № 5 журнала *Полиграфическое производство" за 1925 г. по эскизу М. Аксельрода и И. Шпинеля.
Фронтиспис и титул брошюры В. В. Попова
К восьмой годовщине РОДК 16 ноября 1928 г. была издана в 100 экз. шуточная газета "Наша пятница". На первой странице - рисунок Ф. Захарова "С натуры", на нем изображен задремавший П. Д. Эттингер, на второй странице на его же рисунке "Знакомый пейзаж" - затылок члена РОДК И. В. Калашникова.
К 377-му заседанию, посвященному памяти А. С. Грибоедова, к 100-летию со дня его смерти, 8 февраля 1929 г. издана памятка с превосходным силуэтом поэта работы Н. Я. Симонович-Ефимовой.
В мае 1929 г. была выпущена брошюра "Памяти Бориса Львовича Модзалевского. 1874-1928. Биографические даты. Библиография трудов" тиражом 400 экз. Из них 50 нумерованных экземпляров в суперобложке и с портретом Модзалевского в офорте А. И. Столпниковой были изданы для членов РОДК.
Вершиной издательской деятельности РОДК был выпуск "Домика в Коломне" А. С. Пушкина с иллюстрациями В. А. Фаворского; этот шедевр графического искусства и полиграфии вышел в свет после ликвидации РОДК тиражом 500 нумерованных экземпляров, из которых только около 100 сохранилось в Советском Союзе.
Фронтиспис и титул
брошюры "Памяти Б. Л. Модзалевского"
Все без исключения издания РОДК были на высоком художественном уровне. Иллюстрированные крупнейшими графиками - В. А. Фаворским, М. А. Добровым, Д. И. Митрохиным, В. Н. Масютиньш, П. П. Павлиновым, Е. С. Кругликовой, А. И. Усачевым, А. Д. Гончаровым и другими, они представляли собой образцы графического и полиграфического искусства.
Заканчивая краткий обзор издательской деятельности РОДК, следует отметить, что, несмотря на небольшой ее размах, она бесспорно оказала благотворное влияние на развитие советского искусства книги.
Общество было материально стеснено. Книги, брошюры и отдельные памятки издавались на средства членов общества: М. С. Базыкина, А. А. Сидорова, А. М. Макарова, Э. Ф. Циппельзона-Россиенова и др. На это обстоятельство обычно делались ссылки в выходных сведениях.
По далеко не полным данным, не менее 70 докладов, прочитанных в РОДК, были напечатаны в периодических и непериодических изданиях. Так, доклад Л. П. Гроссмана "А. Г. Достоевская и ее воспоминания" напечатан в книге "Воспоминания А. Г. Достоевской" (ГИЗ, 1925), доклад В. Я. Адарюкова "Иллюстрированная книга второй четверти ХVIII века" и доклад А. А. Сидорова "Книга как объект изучения" напечатаны в т. 1 "Книга в России" (М., 1924). В том же томе, в статье Н. П. Кашина "Значение книги в Древней Руси" автор изложил содержание доклада на тему "Древнерусские рукописи". Доклад М. А. Цявловского "Пушкин в воспоминаниях современников по рукописи П. И. Бартенева" напечатан в книге "Рассказы о Пушкине" (М , 1925). С. Г. Кара-Мурза в книгу "Малый театр" полностью включил доклад "Михаил Прович Садовский" и т. п.
Фрониспис и титульный лист В. А. Фаворского
к поэме А. С. Пушкина "Домик в Коломне"
Общественная и издательская деятельность РОДК получила отражение более чем в 100 рецензиях и статьях, опубликованных в различных периодических и непериодических изданиях (Русское общество друзей книги 1920-1929 Библиографический указатель Воронеж, 1968.).
Еще одним направлением в работе РОДК было проведение организованных обменов (аукционов) книгами, эстампами, экслибрисами, однако этот род деятельности не превалировал
С июля 1925 г. до конца существования общества при нем действовала секция любителей книжных знаков. Она провела 56 заседаний, на которых заслушивались доклады о книжных знаках и их владельцах и проводились аукционы экслибрисов. Деятельность этой секции достойна самостоятельного исследования и в данной статье не рассматривается.
Общество проводило свои заседания первоначально в библиотеке бывшего Английского клуба (ныне Музей революции). Там находился бюст Вольтера, который впоследствии стал сопровождать РОДК во всех его странствованиях. Фернейский философ олицетворял умную, просветительную деятельность общества, а его улыбка - ту дружескую иронию, с которой относились друг к другу члены РОДК. Вольтер как бы стал символом общества Именно так изобразила бюст Вольтера на проекте экслибриса РОДК художница Е. С. Кругликова (Русское общество друзей книги. Сто заседаний. 1920-1022 М., 1923). Затем заседания стали проходить в помещении Архитектурного общества. В 1923 г РОДК был гостеприимно предоставлен московский Дом ученых. В течение шести лет, до момента своей ликвидации, РОДК собиралось в "Зимнем саду" (ныне столовая) московского Дома ученых.
Своеобразной летописью деятельности РОДК является большое количество шуточных стихов которые писались по различным поводам членами РОДК. Самым "обильным" пиитом был И. К. Линдеман, оставивший свыше сотни поэм, эпиграмм, экспромтов, посвященных членам общества и разнообразным событиям из жизни РОДК.
Через полтора года после прекращения деятельности РОДК вновь возродилось московское объединение библиофилов, но в новом качестве, с несколько иными и более скромными задачами.
9 марта 1931 г. при Всероссийском обществе филателистов (ВОФ) организовалась секция собирателей книг и экслибрисов.
Председателем секции был избран экслибрисист К. И. Дунин-Борковский. Наиболее плодотворной была деятельность секции под председательством Н. Н. Орлова, многолетнего секретаря Русского библиографического общества при Московском университете. Орлова в середине 1934 г. заменил художник экслибрисист Е. В. Головня. При нем секция была передана из ВОФ во Всесоюзное общество коллекционеров (ВОК) и просуществовала до середины 1935 г. Примерно в январе 1935 г. параллельно возникла секция по изучению графики и книги ВОК, действовавшая до середины 1936 г.
За время с мая 1931 г. по август 1934 г. в секции было проведено 140 заседаний, на которых заслушан 91 доклад и проведен 71 аукцион. Эти данные говорят об иной направленности работы секции по сравнению с РОДК. Коллекционированию книг и экслибрисов уделялось больше внимания, чем исследовательской работе. Тематика докладов - различные вопросы книговедения (54), графики и книжной иллюстрации (7), экслибрисов (27) и т. п. Из докладов нужно особо отметить: Н. Ю. Ульянинского "Из истории русского оттиска"; А. И. Кондратьева: "Карл Маркс и его отношение к книге и печати" и "Эволюция учения о книжных редкостях"; Н. В. Здобнова "Русская книжная статистика"; Н. Н. Орлова "Неорганизованная книга" (критика книги А. В. Мезьер "Словарный указатель по книговедению"); С. А. Сильванского, И. Н. Жучкова, В. К. Трутовского и П. Д. Эттингера по разным вопросам экслибрисистики. В памятках к некоторым докладам издавались их тезисы, что таким образом сохранило содержание докладов.
За это время секция издала 25 программ заседаний, 24 памятки отдельных заседаний, 2 отчета о деятельности секции, 4 портрета деятелей книги, 5 книг, брошюр и листовок.
Бесспорный интерес представляет книга Н. М. Сомова "Сущность книговедения", изданная в 400 экз.
Изящно изданы: в 1932 г. - список членов секции тиражом 200 экз.; в 1934г.-библиография секции тиражом 100 экз.; в 1933 г. - подготовленная РОДК брошюра П. Д. Эттингера "Книжные знаки В. А. Фаворского".
На высоком полиграфическом уровне изданы некоторые памятки секции, например памятка 47-го заседания к первой годовщине ее существования с гравюрой на дереве М. В. Маторина, изданная в 75 экз.; памятка ко 2-й годовщине с офортом М. А. Доброва.
Помимо публикаций в изданиях секции около 10 докладов, прочитанных в секции, были опубликованы в периодической печати, преимущественно в журнале "Советский коллекционер".
Секция собирателей книг и экслибрисов и секция по изучению книги и графики Всесоюзного общества коллекционеров (ВОК) не оставили после себя сколько-нибудь весомого наследия. По нашим сведениям, в обеих секциях за два года, с середины 1934 г. по середину 1936 г., состоялось всего лишь 23 заседания. Нам известно, что на этих заседаниях было сделано только шесть докладов. Из них три были посвящены книгам и три графике и экслибрисам А. Д. Силина "Современная книжная иллюстрация", М. С. Боднарского и В. Н. Андрианова "История и техника печати географических карт" и Л. А. Урекляна "Состояние книговедения в Закавказье"; Н. Г. Машковцева "Советская графика", художника Е. В. Головни о своем творчестве, Л. А. Урекляна "Графическое творчество и экслибрисы художника Е. Е. Лансере".
Юбилейная марка Секции собирателей книг
и экслибрисов работы художника А. Круглого
Приглашения на заседания секций, как правило, не издавались, и нам известны лишь два красиво изданных приглашения секции собирателей книг и экслибрисов ВОК к 4-й годовщине существования секции в обоих обществах - издано тиражом 150 экз. с изящной юбилейной маркой А. А. Круглого, а также секции по изучению графики и книги к докладу М. А. Зеликсона "Ксилография и ее техника в историческом освещении" на заседании 16 декабря 1935 г., изданное в 200 экз.
Традиция РОДК возродилась в начале 1950-х годов в нескольких книговедческих и библиофильских организациях Москвы. При этом тематика работы РОДК разделилась. Секция книги московского Дома ученых исследует общие и частные книговедческие проблемы; в клубах любителей книги при Центральном доме работников искусств, при Центральном доме литераторов и Центральном доме журналистов делаются доклады на литературно-книговедческие и искусствоведческо-книговедческие темы, наконец, в Московском клубе экслибрисистов -доклады на темы об экслибрисах, их владельцах и творцах.
Отдельные доклады, сделанные на заседаниях секции книги московского Дома ученых, печатаются в сборниках "Книга. Исследования и материалы". Работа клубов отражается в систематически издаваемых приглашениях и памятках, где обозначены темы прочитанных докладов.

Москва, 1970

Источник:       Альманах библиофила. Изд "Книга", М., 1973

в начало

© Идея и подбор материала - Нелепец Виктор Васильевич
©Дизайн, программирование и техническая поддержка - Нелепец Андрей Викторович
Дата создания - Февраль 2002 года.

Rambler's Top100