Музей экслибриса - на заглавную, Exlibris Museum

Exlibris - "из книг"

 
Музей экслибриса
О музее


Категории экслибрисов
по автору
по теме

 
 Информация
литература
книжная графика
издательские марки

 

 

В. Я. Бялый

ХУДОЖНИК. ЭКСЛИБРИС. МИНИКНИГА


Экслибрис завоевал заметное место в миниатюрных изданиях: их уже более шестидесяти, в том числе три издания ленинградской секции миниатюристов. И это естественно, так как книга и экслибрис связаны неразрывно. Экслибрис, - по выражению академика А. А. Сидорова, - это выявление любви и уважения к книге.
Здесь мы будем говорить о довольно необычном явлении в современной экслибрисистике, а именно - не об отдельных экслибрисах, а о сериях или сюитах экслибрисов, объединенных одной сквозной темой. Это воспроизведенные на экслибрисах литературные сюжеты, посвященные творчеству одного писателя или поэта, например., А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, С. А. Есенина, либо одному литературному произведению, как, например, "Слову о полку Игореве" или "Евгению Онегину" Пушкина. Наконец, большая серия посвящена Ленинграду, пластическому образу города, его памятникам, декоративной скульптуре, оградам и фонарям, мостам и т. п.
Эти серии-сюиты и составляют основу миниатюрных книг.
Автором этих сюит экслибрисов и автором-издателем миниатюрных книг является ленинградский график и искусствовед, член Союза художников СССР, лауреат международных конкурсов Николай Георгиевич Стрижак, уже более четверти века работающий в области экслибрисистики.
Если учесть, что первая миниатюрная книга -"10 сюжетов по Н. Гоголю" - была создана Николаем Георгиевичем в 1982 году, то станет ясно, что книжка - новый этап в творчестве художника.
Не будем останавливаться на общеизвестных истинах о том, что экслибрис должен содержать три обязательных элемента, нести три информации: о владельце книги, о характере его собрания и об авторе, создавшем эту графическую миниатюру. И это триединство особенно четко просматривается в сюитах экслибрисов, а теперь уже и серии миниатюрных книг, изданных автором ограниченным тиражом.
Сразу отметим, что существуют две совершенно самостоятельные серии миниатюрных книг, одинаковых по содержанию, но отличающихся внешним оформлением и тиражом.
Первая из этих серий имеет общий тираж 30 экземпляров с соответствующей нумерацией книг от № 1/30 до № 30/30. На этих книгах на обороте первой страницы имеется соответствующая типографская запись в три строки: "Издание автора (тираж 30 экземпляров) Ленинград". Обложки книг этой серии разноцветные; каждой книге серии соответствует вполне определенный цвет обложки, например, "10 сюжетов по Н. Гоголю. 1982" - белый, "12 сюжетов по Н. Гоголю. 1984>-желтый, "Пушкиниана в экслибрисе. 1984" - зеленый и т. д. Отличительной чертой этой серии является также то, что на всех обложках книг напечатана однотипная фирменная "марка", содержащая текст: "Книжные знаки Николая Стрижака" и рисунок в виде фрагмента скульптуры К. Клодта на Аничковой мосту и фрагмента решетки моста Лейтенанта Шмидта.
Вторая серия имеет общий тираж 10 экземпляров с соответствующей нумерацией книг от № I/X до № Х/Х. На этих книгах на обороте первой страницы имеется типографская запись в две строки: "Издание автора / Ленинград". Обложки книг этой серии одинаковые, выполненные из цветного картона со сложным рисунком. Отличительной чертой этой серии является то, что на каждой из обложек определенной миниатюрной книги напечатан титул, соответствующий содержанию книги, например: "Ник. Стрижак. М. Ю. Лермонтов в экслибрисах. 1986" или "Николай Стрижак. Мой Ленинград. Книжные знаки" и т. п. Всего книг в этой второй серии девять - автором не включена в эту серию миникнига "10 сюжетов по Н. Гоголю. 1982".
Все книги этой серии объединены в три блока по три книги в одной папке в соответствии с годами издания.
В остальном все книги выполнены однотипно:
- формат 75х100 мм,
- обложка картонная,
- на первом листе: авторская издательская марка,
- на его обороте текст: "Издание автора / тираж 30 экземпляров /Ленинград" либо "Издание автора / Ленинград",
- лист: титул данной книги,
- лист с текстом: "Экземпляр № ..." и автографом художника,
- лист с текстом: "Сюжеты и владельцы",
- на последующих листах каждой из книг напечатаны экслибрисы - их обычно по 12 в каждой сюите, за исключением первой гоголевской сюиты и сюиты на тему "Евгения Онегина" А. С. Пушкина.
Наличие десяти сюжетов в "Евгении Онегине" объясняется самим пушкинским текстом: восемь основных глав, а также глава IX "Путешествия Онегина", не оконченная автором и не включенная в основной текст романа, и глава X "Декабристы", уничтоженная поэтом и восстановленная по черновикам. Таким образом, основой данной тематической подборки является само произведение, сам Пушкин. Здесь, как и в других аналогичных случаях, от художника потребовалось доскональное знание произведения, глубокое проникновение в художественный мир поэта.
Особого пояснения заслуживают две книги - "10 сюжетов по Н. Гоголю. 1982" и "12 сюжетов по Н. Гоголю. 1984". В 1982 году Н. Г. Стрижаком была закончена Гоголевская серия, состоящая из десяти сюжетов и приуроченная к 130-й годовщине со дня смерти писателя. Практически тогда же она была оформлена в виде миниатюрной книги и быстро разошлась среди любителей миниатюрных изданий. Кроме миникниг, автором изданы в тех же тиражах и вариантах книги размером 90х130 мм и подборки несброшюрованных экслибрисов в папках размером 70х90 мм и 90хI30 мм.
В 1983 и 1984 годах сюита была дополнена еще двумя экслибрисами и в связи с тем, что в 1984 году исполнялась юбилейная дата со дня рождения Н. В. Гоголя, был создан новый титул "12 сюжетов по Н. Гоголю. 1984". Именно в этом своем качестве миникнига была издана автором в двух вариантах, т. е. стандартные экземпляры тиражом в 30 экземпляров (от № 1/30 до № 30/30) и особые экземпляры тиражом в 10 экземпляров (от № I/X до № Х/Х), включенные с "Пушкиным" и "Шиллером" в первый блок.
Если экслибрис отражает вкусы владельца книги, то совокупность книжных знаков, созданных одним художником, говорит не столько о разнообразии вкусов владельцев его работ, сколько о вкусах и привязанностях их создателя.
Николай Георгиевич Стрижак - художник своеобразный, талантливый. Его знак - четкий, лаконичный, с выразительным рисунком, узнаваемым среди многих других экслибрисов. Он - выпускник Ленинградской Краснознаменной Военно-воздушной академии им. А. Ф. Можайского, офицер в отставке. Еще будучи в армии, он поступил в Институт им. И. Е. Репина Академии Художеств СССР, который после армии успешно окончил. Одновременно завершил курс факультета журналистики Ленинградского государственного университета.
Н. Г. Стрижаком опубликовано около трехсот статей по вопросам изобразительного искусства и эстетического воспитания. Его материалы по русской и советской экслибрисистике публиковались в советских и зарубежных изданиях. Несколько лет Николай Георгиевич разрабатывал для Министерства связи СССР эскизы художественных штемпелей спецгашений. Он - автор наградных и памятных медалей, нагрудных знаков, эмблем, специальных марок, вымпелов и пр. для государственных и общественных организаций. Большое внимание уделяет Стрижак силуэту - вырезкам портретов и сюжетных композиций из черной и цветной бумаги - этому особому виду творчества, вновь привлекшего внимание любителей.
Триста пятьдесят экслибрисов, выполненных Николаем Георгиевичем, охватывают многообразную тематику. Это - портреты полководцев, художников, деятелей науки и культуры. Особенно интересны объединенные тематически и сюжетно его литетературные серии экслибрисов. Такой, например, является сюита из тридцати экслибрисов на темы мифов, легенд и сказаний всех времен и народов. Таковы и серии последних лет, выполненные в силуэтной манере.
Экслибрисы Н. Г. Стрижака экспонировались более чем на двухста советских и зарубежных выставках графики и экслибриса, состоялось более тридцати персональных выставок. На трех международных конкурсах Николай Георгиевич был удостоен почетных премий: в 1984 году в Веймаре (ГДР), в 1987 году в Висбадене (ФРГ) и в 1990 году - в польском городе Стараховицы.
В миниатюрных книгах, как и в других тиражных изданиях, экслибрисы обычно воспроизводятся плоской печатью. Но в авторских оттисках они печатаются в довольно редкой ныне, практически забытой и восстановленной автором, технике конгрева (высокого тиснения без краски или с красочным слоем), что придает миниатюрам чеканную рельефность и особую притягательность.
Мы уже отмечали, что первой по времени авторской миниатюрной книгой явились "10 сюжетов по Н. Гоголю. 1982". После этого последовали выпуски:
1984 год: "12 сюжетов по Н. Гоголю", "Пушкиниана в экслибрисе", "Фридрих Шиллер на экслибрисе" (В этой конкурсной сюите текст на титуле написан на немецком языке, а тексты на каждом из знаков на языке владельца экслибриса: Л. Ланга - на немецком, У. Батлера - на английском, Д. Мейера - на французском и т. д.),
1985 год: сюита "Слово о полку Игореве",
1986 год: "Евгений Онегин","М. Ю. Лермонтов в экслибрисах",
1988 год: "Мой Ленинград" (первая сюита),
1990 год: "Есенинские мотивы" и"Мой Ленинград" (вторая сюита).
1991 год: "Песни Владимира Высоцкого" и "Силуэты. 1. Деятели культуры".
1992 год: "Классики на экслибрисе. 1." и "Мифы и легенды", три альбома (первый-1978 г., второй -1979 г., третий-1980 г.) в общей папке.
До сих пор мы говорили о книге в целом, однако, поскольку мы имеем дело с определенным художественным явлением,, нельзя не остановить внимание на ее внутреннем содержании, на процессе создания образа и рождения графической миниатюры. Работа над любым экслибрисом - вдумчивый и кропотливый труд художника. Создание серии экслибрисов, объединенных одной темой, задача вдвойне интересная. Связанные друг с другом тематически и стилистически графические миниатюры такой серии-сюиты должны обладать абсолютной композиционной и смысловой завершенностью, ибо на книгах конкретного владельца каждый из знаков будет жить своей самостоятельной жизнью.
Не случаен в этом плане выбор единой формы знака для конкретной сюиты. Излюбленный художником круглый экслибрис повторяет форму печати, но одновременно позволяет построить композицию без пустот. Изящество рисунка, соразмерность фона и силуэта, удобочитаемость, обязательность для экслибриса текстов напоминает классические образцы и древней и петербургской миниатюры.
В последующих работах автор отходит от формы крута, но и здесь оказывается, например, что квадрат с закругленными углами наиболее близок к композициям, соответствующим гражданственной поэзии Владимира Высоцкого (сюита "Песни Владимира Высоцкого"), а вытянутый по вертикали прямоугольник лирике Сергея Есенина ("Есенинские мотивы") и вообще классической поэзии (сюита "Классики на экслибрисе"). В сюитах "Декамерон. Дж. Боккаччо 10 новелл" и "Сказки Шахразады" автор еще более усложняет форму экслибриса, но при этом оказывается, что в первом случае она близка к миниатюрам итальянского ренессанса, а во втором - к древне-персидской миниатюре.
В ряд сюит ("Слово о полку Игореве", "Песни Владимира Высоцкого", "Сказки Шахразады") Н. Стрижак вводит второй дополнительный цвет, который несет не только декоративную, но и смысловую нагрузку. Так, пространственное решение экслибрисов "Слова" связано с древнерусскими традициями. Их круглая форма как бы перекликается с самим содержанием литературного памятника. Круг - это солнечный диск, затмение которого предвещает не только неудачу предпринятого князем Игорем похода, но иносказательно говорит о затмении разума младших князей. В цветном варианте сюиты это ощущение усиливается введением красного диска солнца, перекрываемого основным полем экслибриса.
Выразительные средства силуэта ограничены, но автору удается верно отобрать необходимые детали, умело построить "мизансцены", оттого каждый сюжет легко, с первого взгляда читается. При этом во всех знаках литературных сюит воссозданы и характеры персонажей, и сама атмосфера происходящих событий. В подавляющем большинстве изображения двухфигурные (за исключением массовых сцен). В сопоставлении двух героев выражен либо основной конфликт произведения, либо его кульминация.
Так, в Гоголевской сюите это - сумасшедший Поприщин и генеральская дочка, "милейший" Павел Иванович Чичиков и тупой Собакевич, лгунишка Хлестаков и неразлучная пара Добчинский с Бобчинским. Как бы следуя за писателем, художник дает изображение своих героев то с легким юмором, то доводит их черты до грани гротеска, то до трагизма. Всмотримся, и мы увидим, как жеманны и чопорны и оттого смешны светские сплетницы из второй части "Мертвых душ", как трагична фигура могучего Тараса над распростертым телом убитого им сына-изменника, или как жалок трусоватый, шарахающийся от каждого пня, Дед из "Заколдованного места".
Как и в Гоголевской сюите все знаки "Пушкинианы" сюжетные, каждый решен на тему одного произведения. Однако, экслибрисы нельзя рассматривать как иллюстрации, изображение на знаке как бы концентрированное выражение основной сюжетной линии произведения. Проще решается, вопрос, когда художник создает сюиту знаков на тему только одного произведения. Сравним два экслибриса на тему романа "Евгений Онегин", с изображением Татьяны из авторских сюит 1984 и 1986 годов. В "Пушкиниане" образ Татьяны найден - он навеян работой О. Микешина, созданной еще в прошлом веке и переосмысленный Н. Стрижаком в силуэт. Сюжет трактован обобщенно и соответствует двум строфам третьей главы романа, а именно - ночному разговору Татьяны с няней:
"Я влюблена", шептала снова
Старушке с горечью она...
и моменту, когда Татьяна в ожидании приезда Онегина
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель "О" да "Е"...
На знаке изображены Татьяна у окна и няня с вязанием.
В знаке к третьей главе из сюиты "Евгений Онегин" художник очень точно придерживается соответствующей строфы романа. Вспомним:
Смеркалось; на столе блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар,
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал..,
а далее уже знакомые строки о Татьяне, рисующей вензель на отуманенном стекле. Такой прием, не повторяя знака из предыдущей сюиты, позволил в экслибрисе к данной главе изобразить не только Татьяну, образ которой уже однажды найден, но и Ольгу, без образа которой сюита, естественно, оказалось бы неполной.
На экслибрисах "Слова о полку Игореве" один за другим сменяются сюжеты древнерусской поэмы: начало похода Игоря, битва воинов, плач по погибшим, разорение земли Русской, бесчинства половцев... Сюита начинается и заканчивается образами древнерусских певцов-сказителей: на первом знаке - Бояна, воспевающего подвиги минувших лет, на последнем - безымянного автора "Слова", поющего славу молодым князьям, и солнце ярко сияет над дружиной воинов, над всей Русской землей...
Шиллеровская сюита была создана Николаем Георгиевичем специально к конкурсу, посвященному юбилею поэта и драматурга, и отмечена в родном городе юбиляра Веймаре в 1984 году самой высокой премией. Интересно, что восемь сюжетов этой сюиты посвящены драматическим произведениям. В "Пушкиниане" три экслибриса содержат драматические произведения: "Борис Годунов", "Моцарт и Сальери" и "Каменный гость". Среди экслибрисов на темы Н. Гоголя - на двух воспроизведены герои комедий "Ревизор" и "Женитьба" и, наконец, в Лермонтовской сюите автором создан экслибрис с драмой "Маскарад". Все это позволило искусствоведу, специалисту в области сценографии Г. В. Николаевой сказать о целом самостоятельном цикле театральных или сценических экслибрисов, входящих в литературные сюиты мастера, - графическом театре Н. Г. Стрижака. Как бы подтверждая это определение, в 1987 году жюри Международного конкурса художественных экслибрисов на тему "Театр и искусство в городе", проходившего в Висбадене (ФРГ), куда Н. Г. Стрижак представил "Ревизора" Н. В. Гоголя, "Моцарта и Сальери" А. С. Пушкина и "Марию Стюарт" Фр. Шиллера, назвало его имя в числе лауреатов конкурса.
Мы уже отмечали, что тема родного города занимает особое и почетное место в творчестве Н. Г. Стрижака. Особое место занимает эта тема и в нашем обозрении, ибо книги о Городе - среди других с нелитературными сюжетами. Но и они наполнены авторской поэтической одухотворенностью. Удачна форма экслибрисов в виде удлиненного восьмигранника, удобочитаем текст, убедителен и композиционно оправдан выбор сюжетов для каждого из знаков серии. Здесь, видимо, уместно говорить именно о серии, в которой автор запланировал тридцать шесть сюжетов, разделив их на три сюиты, т. е. на три книги, две из которых включены нами в число рассматриваемых здесь, над третьей автор продолжает работать.
Серия Н. Г. Стрижака "Мой Ленинград" пользуется заслуженным вниманием в среде любителей книги, графики и экслибриса. Но ей выпал еще один успех - впервые в России, в Ленинграде, экслибрисы воспроизведены на карманных календариках. Шестнадцать экслибрисов из серии "Мой Ленинград" выпущены Ленинградским комбинатом цветной печати в качестве карманных календарей на 1991 и 1992 годы. Остается только пожелать, чтобы и остальные экслибрисы серии нашли подобное место на календарях и к следующим годам.
Серия из шестнадцати уже соданных Н. Г. Стрижаком миникниг составит украшение любого собрания миниатюрных изданий. Однако, в тексте мы ссылались и на те работы автора, которые еще не нашли своего окончательного завершения, но которые вскоре станут книгами. Думается, что для собирателей миниатюрных изданий будут небезынтересны сведения о том, над чем сейчас работает художник.
Это прежде всего третья сюита из двенадцати знаков, завершающая серию "Мой Ленинград". Отметим, что хотя автор отстаивает именно это имя города, в котором мы родились и живем, на отдельных знаках с соответствующими сюжетами он приводит и старые имена города - Санкт-Петербург, Петербург, Петроград.
Для тонких "гурманов", если подобный гастрономический термин применим в среде книголюбов, адресованы две авторские сюиты - "Декамерон. Дж. Боккаччо. Десять новелл." и "Сказки Шахразады", для воспроизведения на экслибрисах которых художником отобраны и разработаны остросюжетные интимные коллизии в судьбах героев данных произведений.
Последней можно назвать авторскую сюиту "Литература Казахстана на экслибрисе" - дань памяти трудным годам военной юности художника, годам эвакуации и начала его солдатской службы.
Воспроизведение титулов или отдельных знаков из этих сюит мы приводим в приложениях.
В заключение хочется сказать о следующем. В самое последнее время Н. Г. Стрижаком предпринято издание серии миниатюрных книг только с сюитой экслибрисов "Мой Ленинград". Размер этих книг 50х75 мм, обложка из цветного картона со сложным тиснением, тексты и знаки отпечатаны на французской бумаге типа "верже". Три книги объединены в блок в одной папке. Тираж - 10 нумерованных экземпляров.
Для более полного ознакомления с творчеством Н. Г. Стрижака помещаем библиографию - ту небольшую часть публикаций, которые посвящены сюитам, упоминаемым в тексте. Перечень составлен в хронологической последовательности.
Составителями Каталога миниатюрных книг по экслибрису (по состоянию на 1 мая 1991 года) являются Валентина Сергеевна Грязева (г. С.-Петербург) и Вениамин Александрович Разумов (г. Горловка, Донецкой обл.), которым автор приносит глубокую благодарность.
Для удобства пользования Каталогом книги приведены в алфавитном порядке фамилий авторов или названий книг.

Источник:         В. Я. Бялый. Миниатюрные книги Николая Стрижака. Санкт-Петербург, 1992. Миниатюргое издание. Экз. № 26.

в начало





© Идея и подбор материала - Нелепец Виктор Васильевич
©Дизайн, программирование и техническая поддержка - Нелепец Андрей Викторович
Дата создания - Февраль 2002 года.

Rambler's Top100