Музей экслибриса - на заглавную, Exlibris Museum

Exlibris - "из книг"

 
Музей экслибриса
О музее


Категории экслибрисов
по автору
по теме

 
 Информация
литература
книжная графика
издательские марки

 

 

Яков Бейлинсон

ПУШКИНСКИЙ ЭКСЛИБРИС

"Гигант Пушкин, величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России". В этих словах Алексея Максимовича Горького, сказанных семь десятилетий назад, выражено не только значение великого русского поэта, но и вечная, непреходящая любовь народа к одному из самых славных сыновей Отечества.
С юных лет входят в наш мир книги Александра Сергеевича Пушкина и сопровождают нас всю жизнь. Каждый год в библиотеках появляются новые издания пушкинианы, самые разнообразные, от художественно-иллюстрированных томов до изящных миниатюрных книжечек. Много раз выходили собрания сочинений А. С. Пушкина, в числе которых полные академические. Недавно вышло беспрецедентным в мировом книгоиздании 11-миллионным тиражом собрание сочинений А. С. Пушкина в 3-х томах. Без всякого сомнения, нет у нас в стране такого дома, где бы не было его книг.
Большими, в сотни тысяч экземпляров тиражами изданы и книги о поэте. Многочисленные исследования, посвященные его жизни и творчеству, породили целую отрасль литературной науки - пушкиноведение. Эта литература широко представлена в общественных библиотеках, есть она также в личных собраниях книголюбов.
Многие художники связали свое творчество с Пушкиным. Среди них такие крупные мастера, как И. Е. Репин, В. А. Серов, М. В. Нестеров, В. И. Суриков, А. Н. Бенуа, В. А. Фаворский, Ф. Д. Константинов, Н. В. Кузьмин. Завоевали известность иллюстрации графиков новых поколений, посвящающих свой талант оформлению пушкинских книг.
Глубокая любовь к Пушкину нашла свое отражение и в искусстве экслибриса. В коллекции советского книжного знака пушкиниана - один из самых представительных разделов, который особенно пополнился за последние годы.
Мастера графики создали экслибрисы для общественных библиотек. Среди таких графических миниатюр - знак московского художника Евгения Голяховского, адресованный Государственному музею А. С. Пушкина.
Адрес музея - Москва, Кропоткинская, 12 - известен миллионам. Создан же он сравнительно недавно, первых посетителей принял в 1961 г.
Расположен в старинном здании (архитектурный памятник русского ампира). Около 60 тысяч томов составляет его книжный фонд, здесь представлены многочисленные издания - от прижизненных до новейших, научная и художественная литература о поэте; постоянная экспозиция "Библиотека первоизданий русской поэзии" - уникальное собрание профессора Н. Н. Розанова, которое преподнесено в дар музею. Этот музей справедливо называют "Домом Пушкина".
...В 1937 году, когда широко отмечалось 100-летие со дня кончины поэта, была организована юбилейная Пушкинская выставка, которая занимала около 20 залов в Государственном Историческом музее. На основе ее богатейших материалов создали Всесоюзный музей А. С. Пушкина. В годы Великой Отечественной войны он был эвакуирован, а позднее переведен в Ленинград, где сейчас и находится. Основная экспозиция музея - в г. Пушкине, и ленинградский художник Николай Кофанов на экслибрисе, недавно выполненном в дар музейному собранию книг, воспроизвел памятник в этом городе (скульптор Р. Бах).
Хранилищем музейного типа и центром пушкиноведения было созданное в городе на Неве в 1905 г. научно-исследовательское учреждение, которое ныне известно как Институт русской литературы (Пушкинский дом), с 1918 г. - в составе Академии наук. В ИРЛИ сосредоточены рукописи А. С. Пушкина (1760 архивных единиц), библиотека поэта, рукописное наследие многих русских писателей-классиков. Для его книжного собрания художником Сергеем Рахманиным был выполнен знак, в сюжете которого мы видим здание Института, внизу приведены горьковские слова: "Пушкин... всем нам всегда учитель". К 80-летию Пушкинского дома новый экслибрис для его книжного собрания вырезал на самшите московский мастер графики Федор Домогацкий (небезынтересно заметить, что во Всесоюзном музее А. С. Пушкина хранится гипсовый портрет великого поэта, созданный в 1929 г. дедом художника, выдающимся скульптором В. Н. Домогацким).
В те дни, когда отмечалось 100-летие со дня рождения А. С. Пушкина, было решено организовать в Москве общедоступную библиотеку-читальню его имени; вскоре она была открыта. В наши дни Центральная районная библиотека № 112 им. А. С. Пушкина ведет большую работу по изучению жизни и творчества поэта, ее хорошо знают и москвичи и гости столицы. На экслибрисе, ей посвященном, воспроизведен памятник Пушкину, созданный скульптором Опекушиным и установленный в Москве ровно за два десятилетия до того, как открылась эта библиотека.
Богатая пушкиниана в фондах библиотеки Центрального дома литераторов им. А. А. Фадеева; ею пользуются писатели, критики, ученые. Графическую миниатюру этому книжному собранию подарил молодой художник Владимир Потапов (он работает в Суриковском институте).
Красивый экслибрис у Алтайской краевой детской библиотеки. В ажурных линиях, окружающих портрет Пушкина, легко можно узнать героев его знаменитых сказок - и царя Салтана, и рыбака с золотою рыбкой, и Балду... Барнаульский художник Рустем Прохневский, нарисовавший знак, и его дети - читатели этой библиотеки.
В Узбекистане, как, впрочем, и в других наших республиках, нескольким библиотекам присвоено имя А. С. Пушкина; одна из самых крупных - городская в Ташкенте. В подарок ей создал книжный знак лауреат премии комсомола Узбекистана известный мастер графики Иван Кириакиди.
Среди многих пушкинских мест России одно из самых примечательных - село Большое Болдино в бывшей Нижегородской губернии (ныне Горьковская обл.). Сюда, в родовую вотчину своих предков, Александр Сергеевич приезжал трижды. Жил здесь каждый раз недолго, но именно в этих местах, и особенно осенью 1830-го, им были созданы замечательные произведения. "Удивительная плодотворность знаменитой Болдинской осени, - говорится в путеводителе "Пушкинские места России" (М., 1984), - граничит с чудом". В Большом Болдине создан уникальный музей-заповедник, в центре которого Дом-музей А. С. Пушкина, а в нем, в рабочем кабинете, рядом с письменным столом, книжный шкаф. Для хранящихся здесь книг предназначена гравюра, выполненная ленинградцем Н. Кофановым, запечатлевшим на ней общий вид болдинского дома Пушкиных.
Более лаконичен экслибрис, наклеиваемый на издания, которые собраны в Музее-квартире Одессы. В этот город Пушкин переехал из Кишинева в июле 1823-го. В местах южной ссылки им были написаны "Кавказский пленник", "Бахчисарайский фонтан", "Братья-разбойники", "Гавриилиада", начаты "Цыганы", "Евгений Онегин". Здесь бережно хранят память о великом русском поэте. Каждый, кто побывал в пушкинских местах Кишинева и Одессы, воочию в этом убедился.
Шабагишская средняя школа Кумертауского района в Башкирии создала у себя музей А. С. Пушкина, и постоянно, уже несколько лет, проводятся в нем районные Пушкинские чтения. Большой интерес вызвала здешняя Всесоюзная выставка рисунка "Пушкин глазами детей страны". В школе есть Пушкинская детская картинная галерея, а всего в фондах музея свыше 6 тысяч экспонатов, среди которых сотни книг. Школе подарили книжные знаки художники из разных городов страны, и среди них известный график из Камышина Евгений Синилов, в творчестве которого пушкинская тема заняла видное место.
...Когда будущему поэту было 3 года, семья Пушкиных жила во флигеле дома 21 по Большому Харитоньевскому переулку в Москве. Сегодня здесь, в этом переулке, находится школа № 310. Видный график Владимир Семенов, учившийся в этой школе и принимавший активное участие в пушкинских праздниках, подарил ее библиотеке книжный знак. В шрифтовой части он привел строки: "Здравствуй, племя младое, незнакомое..."
Образ великого поэта мы встречаем и на графических миниатюрах, посвященных книжным выставкам, - заслуженного художника РСФСР Анатолия Калашникова для ММКВЯ, известного псковского графика Валентина Васильева для экспозиции "Пушкин и книга", приуроченной Госкомиздатом РСФСР к 185-летию со дня рождения поэта.
Завершает первую часть нашего издания книжный знак, подаренный ленинградским художником Вячеславом Кундиным музею в Бродзянах (Словакия).
...В книге Н. А. Раевского "Портреты заговорили" (за десять лет, начиная с 1974-го, она выдержала шесть изданий), в самом ее начале автор рассказал о том, как связаны Бродзяны с именем Пушкина. Он привел слова чехословацкого ученого Юрия Копаничака о том, что бродзянский замок является "культурно-историческим памятником, рамки которого превышают узкий круг словацкой истории и касаются такой выдающейся личности, какой был Александр Сергеевич Пушкин", и высказал надежду, что этот замок будет реставрирован. Через пять лет, в 1979-м, здесь открылся Литературный музей А. С. Пушкина. Это стало заметным событием в культурной жизни братских стран. Не так давно, в августе 1985 г., еженедельник "Неделя" напечатал очерк Л. Корнилова "Свет Пушкина", посвященный музею в Бродзянах. Подробно о нем и его реликвиях рассказывает Л. Кишкин в своей книге "Чехословацкие находки", выпущенной издательством "Советская Россия" в конце 1985 г. Вскоре после открытия библиотеке музея прислал свою графическую миниатюру В. Кундин.
Сотни экслибрисов сопровождают пушкинские книги в домашних библиотеках людей разных профессий - от рабочего и колхозника до академика и писателя, - во многих городах и селах нашей Родины. Художниками созданы и так называемые универсальные знаки (в их шрифтовую часть сам владелец "вносит" свое имя), среди которых ксилография такого крупного мастера искусства экслибриса, как Е. Н. Голяховский, офорт народного художника СССР, Героя Социалистического Труда Эвальда Окаса.
Широко известны и в нашей стране, и за ее пределами работы талантливого киевского художника Ивана Батечко. Среди его лучших ксилографий экслибрисы пушкинской темы.
...В феврале 1821 г. Александр Пушкин приехал в Киев из Каменки, где он гостил в семье Раевских-Давыдовых. Вместе со своим другом Н. Раевским он бродил по улицам "матери городов русских", восхищался Киево-Печерской лаврой, побывал в других исторических местах. Знакомство с киевской стариной ощущается в поэме "Русалка", отзвуки впечатлений тех дней слышны в "Полтаве".
Контрактовый дом, где бывал поэт, и Братский монастырь, у которого он останавливался, изображены на экслибрисе доктора архитектуры Ю. С. Асеева; квартира Раевских, где Пушкин отдыхал в те февральские вечера, слушал музыку, - в сюжете гравюры, подаренной народному артисту СССР И. С. Козловскому. Фигура поэта на фоне зимнего Киева - таков сюжет книжного знака, адресованного писателю и литературоведу Д. Косарику; пушкинский портрет - в центре композиции экслибриса для выдающегося украинского поэта Миколы Бажана.
Памятные места, связанные с именем великого русского поэта, его изображения, мир созданных им персонажей мы встречаем на многих графических миниатюрах. Интересный книжный знак подарил народному художнику СССР И. Т. Богдеско его земляк Марк Герасимов (эта ксилография воспроизведена в альбоме "Современный молдавский экслибрис", Кишинев, 1981). Сюжет навеян поэмой "Цыганы", которую с высоким мастерством иллюстрировал Илья Богдеско.
В 1937 г. на Всемирной выставке в Париже были отмечены золотой медалью иллюстрации Н. В. Кузьмина к "Евгению Онегину", созданные в 1932 г. Этот шедевр советского художника прославил наше книжное искусство. Позднее он проиллюстрировал "Графа Нулина", пушкинские "Эпиграммы". К 95-летию Николая Васильевича московский график В. Семенов сделал книжный знак, использовав в сюжете один из рисунков Кузьмина - тот, что был воспроизведен на вклейке в 50 нумерованных экземплярах "Евгения Онегина" (М.: "Academia", 1933). Кстати, Н. В. Кузьмин выполнил экслибрис для книжной лавки писателей на тему: "Пушкин - наш современник".
Как графическая новелла воспринимается знак "Из книг о любимом городе" для народного художника СССР, лауреата Ленинской премии, академика АХ СССР Михаила Константиновича Аникушина, известного скульптора. Памятник великому поэту, установленный на площади Искусств в городе на Неве, знают - без преувеличения - люди всей планеты, которым дорого имя Пушкина. Ленинградец В. Кундин поведал в этом сюжете и о подвиге города-героя в годы военного лихолетья, и о величии его духа, и о нерушимой стойкости людей.
Своеобразная библиотека миниатюрных изданий не так давно пополнилась изящным томиком стихов А. С Пушкина, выпущенным издательством "Художественная литература", с иллюстрациями-гравюрами Льва Дурасова. На основе некоторых из них он создал экслибрисы, один адресован поэту Андрею Вознесенскому. Публикуемые в настоящем издании книжные знаки Л. Дурасова - дебют мастера графики в искусстве экслибриса.
Пушкинской теме посвятили графические миниатюры, адресованные писателям, и другие художники. Талантливый оформитель книг Юрий Космынин награвировал на самшитовой доске книжный знак в дар замечательному грузинскому поэту Герою Социалистического Труда Ираклию Абашидзе. Содержание этого экслибриса "подсказано" стихами великого русского поэта о Кавказе.
Есть в книге "Избранное" И. Абашидзе стихотворение "Народный поэт Калмыкии Давид Кугультинов читает Пушкина", его завершают такие строки:
Надеждой пылкой
Веял отзыв сладкий...
И вот -
Остался в сердце этот миг.
Остался
В белой войлочной палатке
Стих Пушкина:
"... и друг степей - калмык".
"Друг степей" Д. Кугультинов и сам пишет о Пушкине, о его значении в наше время. Выполняя знак для пушкинианы в личной библиотеке поэта, видный мастер графики из Алма-Аты Василий Тимофеев нашел оригинальное сюжетное решение.
Содержанием "Бахчисарайского фонтана" навеян сюжет экслибриса, подаренного новороссийским художником Федором Молибоженко лауреату Ленинской премии Ираклию Андроникову. Ксилография эта воспроизведена в каталогах выставок на тему "Пушкинский экслибрис" (такие выставки проводятся часто, по всей стране).
Изящной гравюре предназначено сопровождать книги в домашнем собрании Михаила Дудина. Одному из крупнейших советских поэтов экслибрис подарил его земляк Н. Кофанов. Главный замысел сюжета таков: все лучшее, чем богата наша современная поэзия, - это продолжение пушкинских традиций. Этим же мотивом проникнута ксилография молодой московской художницы Ольги Рытман, участницы выставки "Гравюра в книге". "Как-то на одной из творческих встреч, - рассказывает она, - сделала я набросок портрета Евгения Евтушенко. Это помогло мне, когда складывалась композиция экслибриса, который давно хотелось сделать для домашней библиотеки замечательного поэта".
Выразительный и красивый экслибрис вырезал на самшите заслуженный художник Кабардино-Балкарской АССР Герман Паштов для народного поэта Кабардино-Балкарии Алима Кешокова. Одна из ксилографии Алексея Мищенко, посвятившего великому поэту свои лучшие работы, подарена московскому журналисту А. Пьянову.
На протяжении многих лет возглавляет подготовку ежегодного издания "Пушкинский праздник" Георгий Гулиа, известный прозаик. Выполняя книжный знак для него, московский художник Владимир Найденко воспроизвел, оригинально введя его в композицию, знакомый многим силуэтный рисунок Е. Кругликовой, исполненный в 1930-е гг. Еще один подобный рисунок тех лет, принадлежащий И. Рербергу, - "Пушкин в Болдине", использовал Борис Малинин в линогравюре, адресованной А. Бархатову, молодому литератору, увлеченному поиском и исследованием материалов о личности Пушкина и его эпохе.
Активно занимается пушкиноведением известный поэт Николай Доризо. В его домашней библиотеке видное место занимает пушкиниана, для которой книжный знак выполнил волгоградский художник Виктор Киселев.
"Дикость и невежество не уважают прошедшего", - этот пушкинский афоризм вписан в книжный знак писателя Константина Коничева, в творчестве которого видное место заняла историческая тема. А стилизованный рисунок заслуженного художника УССР Василия Лопаты на экслибрисе воронежского литературоведа и библиофила Олега Ласунского заставляет вспомнить гравюры С. Ф. Галактионова на титульных листах альманаха "Новоселье" за 1833 и 1834 гг.
В 1985 г. широко отмечалось 80-летие со дня рождения народного писателя Узбекистана Айбека. В одной из встреч в ташкентском музее Айбека принимал участие известный художник Медат Кагаров; здесь, в этом музее хранятся произведения А. С. Пушкина; первый айбековский перевод "Евгения Онегина" подсказал тему мастерски выполненной гравюры на дереве, в сюжете которой слились мотивы пушкинские и национальные.
Создавая экслибрис для личной библиотеки выдающегося советского ученого, крупнейшего специалиста в области культуры Древней Руси академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, московский мастер графики Валерий Покатов соединил в композиции две сюжетные линии: образ Пушкина, работающего над рукописью, и "страницу" "Слова о полку Игореве".
Жизни и творчеству А. С. Пушкина посвятил свои основные литературоведческие труды доктор филологических наук Илья Фейнберг. Несколько изданий выдержала его книга "Незавершенные работы Пушкина". В числе других им были также выпущены "Автобиографические записки Пушкина", "История одной рукописи", "Последний труд Пушкина". Многие годы Илья Львович был ответственным секретарем Пушкинской комиссии Союза писателей СССР. Тематика его исследований "проливает свет" на сюжетное содержание книжного знака, который был подарен ему художником Евгением Желтухиным.
Имя Н. А. Раевского известно, как уже отмечалось, прежде всего по книге "Портреты заговорили" (за десять лет до ее появления, а точнее, в 1965-м, там же, в Алма-Ате, вышла "Если заговорят портреты"). Это - результат многолетних пушкиноведческих исследований, о чем он сам рассказал в интервью газете "Московские новости" 2 июня 1985 г. "Личные встречи с Николаем Алексеевичем, - говорит художник В. Тимофеев, - знакомство с его библиотекой побудили меня сделать для него экслибрис. И сюжет гравюры подсказан самим владельцем".
Вполне обоснован пушкинский сюжет в экслибрисе Ильи Самойловича Зильберштейна, известного деятеля в области литературоведения и искусствознания, одного из инициаторов издания серии "Литературное наследство", автора трудов о русских писателях-классиках. Знак этот выполнил рижанин Алексей Юпатов. А для семейного собрания Ирины Ободовской и Михаила Дементьева красивый экслибрис сделал, увлеченный их книгой "Вокруг Пушкина", художник В. Семенов.
Широко известна, как в нашей стране, так и за ее пределами, музыка народного артиста СССР Георгия Васильевича Свиридова. В его творчестве видное место заняла пушкинская тема. Достаточно вспомнить романсы и песни на слова А. С. Пушкина, концерт для хора "Пушкинский венок", музыку к "Метели".
К 70-летию замечательного композитора, которое отмечалось в декабре 1985 г., для его пушкинианы награвировал экслибрис один из крупнейших наших мастеров книжного искусства народный художник РСФСР Владимир Носков.
Разнообразны сюжеты в графических миниатюрах, которые адресованы актерам, воплотившим на советской сцене образы великого поэта и его бессмертных творений. Прежде всего назовем Всеволода Якута; одним из первых он сыграл в театре роль Пушкина (в пьесе А. П. Глобы). Когда в Москве только еще создавался музей А. С. Пушкина, В. С. Якут передал ему в дар ценнейшие реликвии, и среди них - уникальный - первый прижизненный портрет поэта, написанный неизвестным художником маслом на металлической пластинке в самом начале прошлого столетия. Два известных мастера графики - Е. Голяховский и Александр Панин - подарили народному артисту СССР В. Якуту ксилографии. Разнятся они и по композиции, и по манере исполнения, но объединяет их общая, пушкинская тема.
Оперные мотивы звучат в книжных знаках, адресованных домашним библиотекам солистов ГАБТа, народных артистов СССР Владимира Атлантова ("Пиковая дама"), Евгения Нестеренко и Александра Ведерникова ("Борис Годунов"). Мастера графики Вацлав Зелинский, Владимир Морозов и Олег Коняшин нашли емкие художественно-ассоциативные средства для передачи драматических коллизий, характерных для ролей Германна и Бориса Годунова. В присущей ему стилизованной манере вильнюсский художник Альфонсас Чепаускас столь же емко и убедительно передал сущность образа Ленского (экслибрис подарен народному артисту СССР Виргилиусу Норейке, исполнителю этой партии в опере "Евгений Онегин", к его 50-летию, отмечавшемуся осенью 1985 г.). Намек на "Пиковую даму" есть в композиции графической миниатюры, предназначенной домашней библиотеке народной артистки СССР Елены Образцовой, замечательной советской певицы, солистки Государственного академического Большого театра.
Коллекция малой графики содержит экслибрисы для тех, кто весь свой организаторский талант посвятил пушкинским музеям. Широко известен подвиг - иначе не скажешь - Семена Степановича Гейченко. Многим обязан нынешний Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина в Михайловском его беззаветному труду, за который С. С. Гейченко удостоен звания Героя Социалистического Труда. На экслибрисах, сделанных ему в подарок видными художниками, запечатлены и святые для каждого из нас места в Пушкиногорье, и образ великого поэта.
Более четверти века руководит Государственным музеем А. С. Пушкина заслуженный работник культуры РСФСР Александр Зиновьевич Крейн. Не так давно для его домашней библиотеки сделал книжный знак старейший художник из Саратова Виктор Карев.
Активные контакты с музеями и исследователями-пушкинистами поддерживает праправнучка поэта Ирина Евгеньевна Гибшман. (Ее портретное сходство с прапрадедом заметил М. К. Аникушин, он специально приезжал в Архангельск, где живет И. Е. Гибшман, чтобы сделать ее скульптурные изображения.) Дома у Ирины Евгеньевны большая пушкиниана, которой предназначены экслибрисы, созданные Геннадием Кулишовым и другими графиками. (Художник из г. Каргополя Г. Кулишов выполнил около 20 книжных знаков на пушкинскую тему, они всегда присутствуют в экспозициях, а один из этих знаков - с темой по повести "Дубровский" - был воспроизведен в газете "Комсомольская правда" под рубрикой "Наш конкурс".)
Заметный вклад в пушкинский раздел нашей культуры вносят коллекционеры, через многие годы пронесшие верность одному-единственному увлечению. Среди них инженер-подполковник авиации Иван Иванович Потоцкий. Комната в его московской квартире - это своеобразный пушкинский мини-музей, здесь много интересного, но прежде всего, конечно, книги, среди которых редкие издания. Он охотно помогает многим исследователям. Вот одно из признаний: "Составитель благодарит московского собирателя-пушкиниста И. И. Потоцкого, предоставившего в распоряжение составителя свою превосходно подобранную Пушкиниану", - пишет В. Кунин (Друзья Пушкина: В 2-х т. М.: Правда, 1985).
Книжный знак для его пушкинианы создан видным графиком Вадимом Житниковым, старшим преподавателем МХИ им. В. И. Сурикова.
Уникальное пушкинское собрание - итог многолетних, более четверти века, разысканий киевлянина Якова Бердичевского - было представлено на специальной выставке (общество книголюбов в столице Украины приурочило ее к 1500-летию Киева). "Предлагаемая выставка, - отметил в коротком вступлении к ее иллюстрированному каталогу С. С. Гейченко, директор Государственного музея-заповедника А. С. Пушкина, - первый опыт показа собрания "Пушкинианы", составленного одним книголюбом и включающего книги, книжные знаки, графические листы иллюстраций к произведениям А. С. Пушкина, репродукции портретов его современников и другие коллекционные материалы". Для "Пушкинской полки" киевского собирателя, содержащей разные по характеру и тематике издания, художниками выполнено несколько знаков, один из них - графическая миниатюра его земляка В. Лопаты.
Активно пропагандирует искусство малой графики, и прежде всего пушкинский экслибрис, Игорь Стрежнев из Архангельска, и его собрание книг украшает знак каргопольского художника Г. Кулишова. Литературовед Геннадий Игнатов в родном своем сибирском городе Асино организовал несколько выставок графики. Одна из самых представительных - "Пушкиниана в книжных знаках", включавшая более 450 работ около 120 авторов. Среди экспонатов была и ксилография народного художника Латвии, профессора Петериса Упитиса, адресованная организатору экспозиции.
Коллекционеру и пропагандисту экслибриса горьковчанину Александру Сергееву тоже выполнили знаки художники из разных городов страны, например, из Кемерова Вячеслав Зверев, Василий Кеменов из г. Асино Томской обл.
Среди книголюбов, имена которых значатся на пушкинских экслибрисах - рабочие и учителя, труженики села и инженеры, студенты и школьники, люди различных профессий, живущие в разных уголках необъятной страны, которых объединяет высокое чувство любви к великому сыну России.
Металлург из украинского города Коммунарска С. Романенко, педагог В. Хаджабекова из Кизляра Дагестанской АССР, ленинградский искусствовед Н. Тарановская, сотрудница московской библиотеки Л. Коренкова, дипломат И. Горохов, коллекционер из Подмосковья В. Меркулов, доктор медицинских наук, ленинградец В. Худолей, профессор Н. Маслов, исследователь истории экслибриса Г. Голубенский, воронежский поэт В. Панкратов, издательские работники Н. Булаева и О. Чорногуз, преподаватель музыки из Винницы А. Зуев, инженеры Е. Коллеров и В. Савина, кандидат военных наук А. Чернов...
Художники из Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Таллина, Нальчика, Каргополя, Владимира, Саратова, Асино Томской обл., Камышина, Новороссийска, Симферополя... Мастера разных поколений.
Сюжеты экслибрисов связаны и с иконографией поэта и с его лирикой, поэмами, драматическими произведениями, прозой. Встречаются герои сказок - о царе Салтане, о Золотой Рыбке, о Золотом петушке...
Часто художники воспроизводят автопортрет Александра Сергеевича. И это понятно. Вспоминаются строки из стихотворения Сергея Смирнова "Пушкинский автопортрет":
Автопортрет,
Где свет и гений,
Где власти муз - не прекословь:
"... и божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь"!..
(Пушкинский праздник, 1985)
В настоящее издание включены экслибрисы советских художников - профессионалов и любителей.
Первые пушкинские экслибрисы появились в XIX веке. В каталоге упоминавшейся асиновской выставки его составитель и автор вступительной статьи художник В. Кеменов ссылается на сообщение Всесоюзного музея А. С. Пушкина о наиболее ранних таких экслибрисах - книгоиздателя А. Ф. Смирдина (1796 - 1857), библиотеки Пушкинского дома, известных собирателей и пушкинистов А. Ф. Онегина (1846 - 1926), П. Е. Щеголева (1877 - 1931), М. Я. Цявловского (1833 - 1947); этот последний знак, кстати, воспроизведен в киевском каталоге экспозиции собрания Я. Бердичевского.
Иконография в пушкинском экслибрисе ведет свое начало, по мнению специалистов, с книжного знака для биолога Германа Эпштейна, собравшего крупнейшую по тем временам (начало XX в.) пушкиниану. Цинкографическое воспроизведение этого знака, исполненного художником Ф. И. Захаровым, приведено в книге Е. Н. Минаева и С. П. Фортинского "Экслибрис" (М.: Книга, 1970. С. 59). В середине 1920-х гг. один из лучших пушкинских экслибрисов был создан крупным мастером графики и педагогом Николаем Пискаревым - "Пушкинская полка Ю. Оболенской и К. Кандаурова. Однако в те времена такие экслибрисы были редкостью.
В последние два-три десятилетия число графических миниатюр, посвященных пушкинской теме, постоянно возрастало, и ныне оно обозначается четырехзначной цифрой. Раздел этот пополняется новыми работами советских графиков. Обращаются к образу Пушкина и зарубежные художники-экслибрисисты: так, на выставке "Александр Пушкин в книжных знаках", устроенной писателем и пропагандистом экслибриса Каролом Изаковичем в бродзянском музее А. С. Пушкина к 180-летию со дня рождения поэта, были представлены работы Лазара Наги (Венгрия), Зигмунда Юзвика (Польша), Иржи Вайсера, Игоря Румански и Нады Раппенсбергеровой (Чехословакия).
Ежегодно в начале июня по всей нашей необъятной стране проходят торжества в честь Александра Сергеевича Пушкина. Из разных уголков земли русской приезжают люди в Михайловское, Болдино, чтобы сердцем прикоснуться к святым местам, где жил и творил великий поэт. А в столице, у знаменитого опекушинского памятника на площади, носящей имя Пушкина, в этот летний день - День его рождения - звучат стихи его и строки, ему посвященные.
Не так давно Николай Доризо на вопрос "Что для вас значит Пушкин?" ответил: "Вот о чем я думаю сегодня; в 1999 году мы, да и весь мир, будем отмечать 200-летие Пушкина. Получается, что все мы входим с Пушкиным в третье тысячелетие, в XXI век. Как это знаменательно! Пушкин - это вершина, с которой проверяется наша история, искусство, наш сегодняшний день, мы сами... Читайте и перечитывайте Пушкина! И это поможет вам ответить на многие вопросы, познать себя и мир".
С каждым годом, как уже отмечалось, пополняется книжная пушкиниана, все больше пушкинских полок в наших библиотеках - общественных и личных. И новые экслибрисы пушкинской темы - знак глубокой, непреходящей любви к великому сыну Отечества.

Источник:       Я.Л. Бейлинсон. Пушкинский экслибрис (миниатюрное издание). М., "Книга", 1987

в начало

© Идея и подбор материала - Нелепец Виктор Васильевич
©Дизайн, программирование и техническая поддержка - Нелепец Андрей Викторович
Дата создания - Февраль 2002 года.

Rambler's Top100