Музей экслибриса - на заглавную, Exlibris Museum

Exlibris - "из книг"

 
Музей экслибриса
О музее


Категории экслибрисов
по автору
по теме

 
 Информация
литература
книжная графика
издательские марки

 
Гостевая книга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уильям Батлер

ИСКУССТВО КНИЖНОГО ЗНАКА

Беседу вел Анатолий Калашников

Уильяма Батлера хорошо знают книголюбы и коллекционеры экслибрисов нашей страны. Уже много лет он стоит во главе Ассоциации личных библиотек Англии, которая поддерживает постоянные контакты с Всесоюзным обществом книголюбов. Он обладатель большого собрания книжных знаков работы советских художников. Не так давно У. Батлер был гостем советских книголюбов. В беседе, которую мы предлагаем читателям "Альманаха библиофила", он рассказал о значении экслибриса в развитии книжного дела Англии.
- У нас в Советском Союзе хорошо известно имя английского графика Томаса Бьюика. Он был родоначальником торцовой, тоновой гравюры на дереве, разрешающие возможности которой резко вывели ее вперед в издательском деле и создали серьезную конкуренцию многотиражным формам воспроизведения в глубокой печати - резцовой гравюре на меди. Бурное развитие техники торцовой гравюры и большое ее применение в одно время даже чуть ее не погубило. Все же с введением цинкографских процессов в полиграфии она снова расцвела.
- Да, наследство Бьюика еще живо. В прошлом году у меня на родине о нем была опубликована двухтомная монография. Великолепное издание, к сожалению, очень дорогое, но качество репродукций прекрасное. Большинство досок Бьюика сохранены в городе Ньюкасле, в музее. Интересно, что он изготовил несколько книжных знаков на дереве на англо-русские сюжеты: "Матвей и Джеме Индерсон из С.-Петербурга" и "Джемс". Эти знаки довольно трудно отыскать собирателям.
Но стоит упомянуть также и о другой книге, написанной известным графиком, президентом Общества ксилографов и печатников Альбертом Гарреттом. Здесь он делится личными впечатлениями о развитии ксилографии в Великобритании. Я лично считаю, что ныне наша страна и Россия самые передовые в мире с точки зрения использования усовершенствованной ксилографии, а также ее качества. К сожалению, не могу этого сказать в отношении техники офорта, линогравюры - просто не знаю. Количество блестящих ксилографов велико. Гарретт написал о 83 английских современных художниках, и большинство из них еще работают.
Подъем ксилографии в Англии не легко объяснить. Некоторое влияние на этот процесс имели и имеют самодеятельные печатники, которые работают дома, в субботу и воскресенье. Они создают неплохие книги и часто приглашают художников участвовать в их создании. Конечно, все иллюстрации отпечатаны с авторских досок.
В свое время работы советских ксилографов имели влияние на английских мастеров. Гравюры Кравченко, Фаворского, Пискарева, например, были отпечатаны с авторских досок в английском журнале "Вудкут", издававшемся в 1925-1931 годах. Надо, по-моему, восстановить эту практику.
В декабре 1981 года в Англии увидел свет первый номер нового журнала "Матрикс", посвященный искусству графики. Он издается два раза в год, и каждый выпуск включает статьи, иллюстрированные гравюрами с досок. Качество оформления замечательное. И конечно, он быстро раскупается (тираж 300 экз.).
- Каково ваше мнение о направлении английской школы гравюры? Хотелось бы также узнать, какой технике выполнения экслибрисов ваши художники отдают большее предпочтение?
- Хотя английские художники, как и советские, работают во всех видах графической техники, все же, мне кажется, в мире книжных знаков ксилография преобладает. Английские художники-экслибрисисты, известные нашему обществу, работают на дереве, и только один - на пластике. После смерти Лео Уайта в 1981 году никто уже не работает на меди в области экслибриса. Это означает, что старая английская традиция гербовых знаков на меди исчезает. Гарретт в своей книге ничего не говорит об этом, в Англии шрифтовые книжные знаки гравировались на дереве. Самые знаменитые практики этого вида экслибриса были Рейнолдс Стон (1909-1979) и Лео Уайт (1909-1981), и последователей у них нет, хотя некоторые стремятся к возрождению этой техники. В 1960-1970-х годах шрифтовые экслибрисы на дереве составили значительную часть, возможно, даже большинство знаков, сделанных в Англии. Стон и Уайт вместе сделали примерно 900 книжных знаков.
Другой важный вид экслибриса - сюжетная гравюра, в основном, также на дереве. Это течение, как мне кажется, будет продолжаться. Серьезного конкурента ксилография сейчас не имеет.
Надо сказать, что главенствующая роль ксилографии в книжном знаке может объясняться тем, что книжная графика сама "вышла" из дерева. Собиратели любят и уважают технику, близкую к самой книге. И подавляющее большинство английских книжных знаков вклеивается в книгу; экслибрисы не делаются лишь для обмена...
- В 1972 году в Англии вышла книга М. Северина и А. Рида "Гравированные книжные знаки". В этой книге содержатся богатый научный аппарат по собирательству, краткие сведения о всех представленных художниках и освещены разные школы и техники гравирования в европейских странах, в том числе представлены художники из наших союзных республик. Пожалуйста, расскажите об основных задачах и целях этого издания, а также о вашем отношении к экслибрису вообще, о его эстетических ценностях.
- Да, книга Северина и Рида сыграла громадную роль в возбуждении интереса к экслибрису в Англии. Хотя у нас были индивидуальные собиратели книжных знаков и предпринималось несколько попыток учредить новое общество, но основано оно было лишь в 1972 году. Сейчас наше общество собирателей книжных знаков состоит из 300 членов, половина из них - иностранные. Однако, надо признать, что большинство английских коллекционеров не собирает экслибрисы других европейских стран. Северин и Рид обратили внимание на современный экслибрис. Они считают, что лучшие экслибрисы, как правило, были сделаны или на дереве или на меди, и воспроизвели 500 экслибрисов.
Что такое идеальный книжный знак - это дискуссионный вопрос. Но художник экслибриса протягивает связующую нить между владельцем книги, ее автором и им самим. Эстетикой книжного знака в конечном счете, по-моему, должно считать именно реальность этой связи в графическом и типографическом плане. Главное, чтобы художник или создатель знака не забывал об этой связи. Ведь экслибрис - это не просто станковая графика...
- Вы много раз посещали Москву, и за это время у вас собралась солидная коллекция работ художников нашей многонациональной страны. Вы организовали в галерее Флаксмана Университетского колледжа Лондона серьезную выставку современного советского экслибриса. Насколько я информирован, это была первая выставка советского экслибриса с широким охватом национальных школ нашей страны, подготовленная западными собирателями. Скажите, пожалуйста, какова была цель этой экспозиции?
- Лондонская выставка современного советского экслибриса (1970-1982) была устроена в связи с XIX Международным конгрессом экслибрисистов, проходившим в августе 1982 года в городе Оксфорде. Примерно 70 советских художников разных союзных республик были представлены на ней, среди них - крупные и опытные, а также некоторые самодеятельные. Подготовлен каталог с иллюстрациями и краткими биографиями участников. Каталог станет, надеюсь, полезным справочником для любителей и собирателей экслибриса. Через эту выставку и предполагаемые другие мы хотим познакомить наших экслибрисистов с художниками разных стран. В Англии такая выставка советских экслибрисов проводилась впервые. Мы надеемся, что наши творческие контакты будут продолжаться и дальше.

Источник:       Альманах библиофила. Вып.15. Изд "Книга", 1983

в начало

© Идея и подбор материала - Нелепец Виктор Васильевич
©Дизайн, программирование и техническая поддержка - Нелепец Андрей Викторович
Дата создания - Февраль 2002 года.

Rambler's Top100